Среда, 13 декабря 2017

История района

Исторические сведения

Как доказывают научные исследования, в этих местах люди жили еще 4 тысячи лет назад. Поселение же, давшее начало формированию современного Колпашевского района, было основано служилыми людьми Колпашниковыми в 70-х годах XVII века (1611г.) на пересечении путей миграции раз­ных племен и народов. В 1734 году, по документам Кетского волостного правления, в деревне Колпашево насчитывалось всего лишь 9 домов, к началу XIX в. в Колпашеве было 39 хозяйств и 154 жителя, а в 1899 году — 86 домохозяев, всего проживало 738 человек. В это время с Колпашевом по численности населения конкурировали сёла Тогур и Новоильинка.

История Колпашева неразрывно связана с великой водной дорогой на восток, проходившей по реке Кеть. В 17-18 веках по этой дороге пролегали маршруты посольств русских царей в Китай, маршру­ты знаменитых Камчатских экспедиций, возглавляемых Берингом и Чириковым.

Коренное население этого края — ханты и селькупы. Они жили оседло, селения располагались по высоким берегам рек. Жилищем слу­жило карамо — четырехугольная землянка, или крытые оленьими шкурами (летом — берестой) чумы. Основными занятиями были рыболовство и охота, дополняемые собирательством.

По реке Кеть, на восток, продвигался мощный поток русских пе­реселенцев, осваивавших новые земли. Некоторые из поселенцев, задер­жавшись, оседали в Колпашеве и его окрестностях, основывали поселе­ния, называя их своими именами. Строительство в Среднем Приобье Кетского и Нарымского острогов означало присоединение этого края к России. Коренные народы попали под тяжелый гнет феодального госу­дарства, но в то же время более высокий уровень материальной культу­ры русского народа определил ускоренное освоение и развитие террито­рии.

К концу XVIII в. значение Кетской дороги на восток упало, но на рубеже Х1Х-ХХ вв. Колпашево вновь оказалось на большом водном пути из Оби на Енисей. Это было связано с построенным в конце XIX в. Обь-Енисейским каналом, который соединил приток Кети с Большим Касом, впадающим в Енисей.

Быт и жизнь приезжих людей также строились на занятии охотой и рыбалкой, конным извозом, сельское хозяйство развивалось трудно. Объективных условий для возникновения и развития промышленного производства в регионе не было.

До 1920 года Колпашево было незначительным населенным пунктом в Кетской волости Нарымского края (6-го стана Томского уез­да), резиденцией которого с 1842 года являлось село Тогур, нынешний пригород Колпашева. Затем село Колпашево становится центром Колпашевской волости (вместо Кетской). С 1922 года — центр Нарымского уезда. 11 июля 1925 года постановлением Томского губисполкома был ликвидирован Нарымский уезд и на его территории образовано 4 района. С этого времени село Колпашево становится центром Колпашевского района. В 1932 году, в связи с образованием Нарымского округа, Колпа­шево превратилось в окружной центр, что обусловило ему рост и разви­тие. Если в 1916 году население Колпашева составляло 1 228 жителей, в 1939г. — 15 224 жителя, то в послевоенном 1947 году здесь проживало уже 24 тысячи человек. В качестве окружного центра Колпашево просу­ществовало до 1944 года. 13 августа 1944 года Нарымский округ был ли­квидирован и его районы вошли в состав вновь образованной Томской области. Город Колпашево остался городом областного подчинения.

В начале XX в. Колпашево превратилось в одну из крупнейших колоний Нарымской политической ссылки. Представители различных политических оппозиций водворялись сюда «под гласный надзор поли­ции». Наиболее известные из них: Свердлов, Смирнов, Шотман, Голощекин, Лашевич и др.

3 марта 1917 года до Нарымского края докатилась весть О свержении царского самодержавия, а в начале января 1918 года в Колпашеве установилась Советская власть. Жестокая борьба за ее удержание продолжалась до 1920–1921 годов.

В 1920–1922 годах в крае проходит национализация крупной частной собственности. К 1931 году созрели условия для коллективизации, а к 1935 году коллективизация была завершена. Этот процесс сопровождался обоюдным террором между зажиточными крестьянами и колхозными активистами.

В апреле 1936 года в крае появились первые 15 тракторов. Посевные площади в 1939 году по сравнению с 1911 годом увеличились в 30 раз. Начало развиваться промышленное артельное производство, в 1929 году была построена электростанция, разворачивается программа повышения грамотности населения. Строится социальная база. В 1932 году открылось Колпашевское педагогическое училище и вышел первый но­мер районной газеты «Советский Север».

Горькие традиции политической ссылки были продолжены в 20–30-е годы, когда в Колпашево ссылались «враги советской власти». Известный русский поэт Н.Клюев, отбывавший здесь ссылку в 1934 году, дал емкую характеристику месту своего пребывания: «Поселок Колпашево — это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогодиц избами, дотуга набитыми ссыльными».

Печальную известность во всей стране приобрел Колпашевский Яр — место захоронения расстрелянных органами НКВД жертв сталинских репрессий.

Руками ссыльных в Колпашеве строились промышленные объекты, административные здания, жилые дома. Некоторые из них, наряду с крестьянскими избами прошлого века, сохранились и поныне. До 1933 г. Колпашево имело статус деревни, затем — села, рабочего поселка, а с 4 декабря 1938г. получило статус города. С 1932 по 1944 г. Колпашево было центром Нарымского округа.

В годы Великой Отечественной войны тысячи колпашевцев ушли на фронт. Труженики тыла ударно трудились во имя победы, внесли в фонд обороны 16 млн рублей, было отправлено на фронт 70 тысяч теп­лых вещей.

Высокими темпами Колпашевский район начал развиваться с открытием в Западно-Сибирском регионе месторождений нефти и газа, когда город Колпашево стал базой нефтегазового комплекса Западной Сибири в разведке запасов, освоении месторождений и добыче ресурсов.

Развитие района основывалось на интенсификации нефтеразведки и нефтедобычи в Томской области, носило во многом принудительный характер и поэтому изначально опиралось на государственную поддержку. В соответствии со своим предназначением район имел комплекс организаций нефтегазовой отрасли. На протяжении нескольких десятилетий в Колпашеве  базировалась нефтегазоразведочная экспедиция.В 1948 году в Колпашеве была создана геофизическая служба (с 1968 года — Томский геофизический трест). Эта организация вела  поиск перспективных нефтяных и газовых месторождений на территории всей Западной Сибири. В 1954 году из Колпашевской опорной скважины «Р-2» был получен приток первой западносибирской нефти. Попутно, при бурении опорных скважин, на территории Колпашевского района было открыто крупнейшее в мире Бакчарско-Колпашевское железорудное месторождение. В дальнейшем колпашевские геофизики указали путь ко многим известным месторождениям нефти и газа, включая и Самотлорское. В этих же целях была создана мощная транспортная инфраструктура — крупные речной порт, аэропорт, серьезная строительная база. Развитие основной части предприятий и организаций города и района, включая пищевые, также было сориентировано на обслуживание нефтяников. Томская и Западно-Сибирская нефть имела для государства большое значение. В свое время в планах стояло строительство железной  дороги Колпашево — Белый Яр с выходом на Томск, современной автомобильной дороги до Колпашева с мостом через реку Обь. В районе была создана социальная база, хотя темпы ее развития значительно отставали от необходимого уровня.


Учреждения культуры

С 1936 года в Колпашеве функционирует краеведческий музей с богатейшими коллекциями археологического и этнографического материала. В городе работают народный театр, народный академический хор, народный духовой оркестр, муниципальные школы искусств, детская художественная школа.
 

В/ч 14134

До 2009 года в Колпашеве размещалась войсковая часть, являющаяся отдельным командно-измерительным комплексом военно-космических сил. Ком­плекс обеспечивает траекторное измерение полетов ракет-носителей и космических объектов, выдачу на космические аппараты команд и программ управления, необходимых для работоспособности бортовых ис­полнительных систем и механизмов, прием телеметрической информа­ции и т.п. В 1957 году колпашевский космический комплекс участвовал в сопровождении первого в мире искусственного спутника Земли.


НГСС

В 1933 году в г.Колпашево была создана комплексная сельскохозяйственная станция, реорганизованная в 1937 году в Нарымскую государственную селекционную станцию (НГСС). Её работа по районированию и выведению культур имеет большое значение для всего региона. C 2006 года  - Нарымский отдел ГНУ Сибирского научно - исследовательского института сельского хозяйства и торфа Россельхозакадемии.


Транспортное сообщение

Район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, находится в неблагоприятной климатической зоне и весьма неудобен в коммуникационном отношении, что выражается в разбросанности населенных пунктов, отсутствии внутрирайонного и межрегионального круглогодичного транспортного сообщения, необходимостью сезонного завоза продовольствия, топлива, горюче-смазочных материалов и продукции производственно-технического назначения. Географически Колпашевский район расположен в самом центре Томской области, территория его разрезана двумя крупными реками — Обь и Кеть и десятками малых рек, что создает нестабильность и неудобство в транспортных связях с другими регионами. Перевозки грузов и пассажиров осуществляются автомобильным, речным и авиационным видами транспорта. Наиболее выгодным и удобным видом транспорта на сегодня для района является автомобильный. Однако выход на важнейшие автотранспортные магистрали для города Колпашева и левобережной части района отрезан рекой Обь. Моста через реку нет, в настоящее время действуют летом паромная, зимой ледовая переправы. Кроме основной переправы, район вынужден организовывать и содержать еще более десятка зимних и летних переправ через малые реки, что усложняет и делает более дорогими перевозки. Это является главной транспортной проблемой района.
 

Электроснабжение

Часть населенных пунктов (Куржино, Дальнее, Копыловка, Иванкино) не имеет централизованного электроснабжения и для этих целей используются дизельные электростанции, давно выработавшие спой ресурс и нуждающиеся в за­мене. Стоимость такой электроэнергии выше обычной в 10–12 раз.
 

Газификация

На протяжении последних 5 лет на территории района реализуется социальный проект газификации Колпашевского городского поселения. Данный проект реализуется Газпромом, Администрацией Томской области, Администрациями района и городского поселения. Всего за период 2005–2012г.г. в газификацию Колпашево и Тогура вложено более 2 млрд. рублей. Построены и эксплуатируются 15 газовых котельных, закрыто 26 угольно-нефтяных котельных. Стабильным и качественным теплом от газовых котельных пользуются жители 6800 квартир, имеющих централизованное отопление. На сегодняшний день данные газовых котельных, отапливают 80% потребителей (население и объекты социальной сферы), пользующихся централизованным отоплением.
 

Экономика

В настоящее время район переживает непростые времена, часть предприятий и учреждений закрываются. Экономика Колпашевского района в целом не имеет коммерческого характера, район объективно дотационный. Основные природные богатства — это лес, грибы, ягоды, рыба, источники минеральной воды, запасы железной руды, а также глины, пригодной для изготовления кирпича. В районе развита пищевая промышленность, производство кабельной продукции. Дальнейшее экономическое развитие района наряду со стабилизацией производства, газификацией, развитием малого и среднего бизнеса, жилищного строительства может быть основано на использовании природных ресурсов. Заготовка и переработка дикоросов, добыча и переработка рыбы — это наиболее реальные виды деятельности.  В перспективе район ожидает развитие транспортной инфраструктуры — строительство автодороги федерального значения Могильный Мыс – Колпашево – Белый Яр — Катайга – Лесосибирск («Обь-Енисейская широтная автодорога»), протяженность в пределах области 320 км, в том числе по участок — Могильный Мыс – Белый Яр со строительством моста через р. Обь в районе г. Колпашево. В этом случае районный центр — город Колпашево окажется на стратегически-перспективном транспортном перекрёстке.