Суббота, 20 апреля 2024

Нацпроект «Образование» - ориентир в подготовке востребованных кадров региона

Обучение по стандартам WorldSkills, мастерские, чемпионаты профессионального мастерства, профориентация и трудоустройство: о реализации Национального проекта «Образование» в системе профессионального образования Томской области рассказывает Юрий Владимирович КАЛИНЮК, начальник Департамента профессионального образования Томской области:

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ КЛЮЧЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

•          Развитие инфраструктуры образования

•          Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров

•          Совершенствование содержания образования

•          Возвращение воспитания в систему образования

 

 Система профессионального образова­ния Томской области активно участвует  в реализации федеральных проектов «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспо­собности профессионального образования)», «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

 

Для повышения качества подготовки выпускников образовательные организации участвуют в конкурсах на полу­чение грантов Министерства Просвещения России уже четвертый год подряд. В этом году открылись мастерские с современным оборудованием, в которых студенты будут обучаться по различным компетенциям: «Управление фронтальным погрузчиком», «Управление автогрейдером», «Ландшафтный дизайн», «Плотницкое дело», «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Машинное обучение и большие данные», «Интернет вещей», «Облачные технологии», «Токарные работы на станках ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Электроника», «Инженерный дизайн CAD». В 2022 году планируется открытие 12 мастерских в Колпашевском социально-промышленном колледже, Томском государственном педагогическом колледже, Томском политехническом техникуме и Томском техникуме водного транспорта и судоходства. Регион привлек на эти цели федеральные средства в общей сумме более 60 миллионов рублей.

Помимо мастерских до конца этого учебного года в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Обра­зование» в профессиональных образовательных организациях откроются 18 новых лабораторий, оснащенных ноутбуками, интерактивными досками и многофункциональными устройствами.

Обновляя инфраструктуру учреждений, мы стремимся менять качество подготовки выпускников под потребности рабо­тодателей, задачи региона, развития бизнеса и отрас­лей экономики, с учетом кластерной политики.

 

В настоящее время механизмом оценки качества профессионального обра­зования является итоговая государственная аттестация в форме демонстрационного экза­мена, которая в отличии от традиционной формы аттестации позволяет оценить уровень подготовки студентов в условиях, приближенных к производственным. На данный момент более 1500 студентов прошли итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, еще 615 студентов пройдут экзаменационные испытания до конца года.

 

Говоря о качестве профессионального об­разования, необходимо отметить, что оно напрямую зависит от квалификации педаго­гических работников и их профессионального развития. В системе профессионального об­разования утверждён план повышения ква­лификации, по которому один раз в три года педагоги и сотрудники учреждений проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте WorldSkills Russia. При этом решаются задачи, которые связаны с современными вызовами в вопросах подго­товки молодых специалистов для региона и конкретного муниципального образования.

 

Росту престижа рабочих профессий безусловно способствуют чемпионатные движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью и ограничен­ными возможностями здоровья).

 

Так, в этом году в составе российской сборной достойно выступили в соревнованиях международного уровня: Эльдар Халиулин, бронзовый призер в компетенции «Электромонтаж» на чемпионате EuroSkills Graz 2021 в Австрии и Елена Жучкина, которая в этой же компетенции получила золотую медаль на I Евразийском чемпионате. На чемпионате в сфере градостроительства и урбанистики Urban Skills мастер производственного обучения Томского промышленно-гуманитарного колледжа Кирилл Шелбогашев завоевал «золото» в компетенции «Сварочные технологии».

 

В Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), прошедшего в Уфе, томская команда завоевала девять медалей: две золотых, четыре серебряных и три бронзовых.

 

Победы наших студентов доказывают качественную подготовку специалистов рабочих профессий. Следующие чемпионаты станут еще сложнее и интереснее, но я уверен, что томичи всегда будут достойно выступать на любых соревнованиях по высоким стандартам WorldSkills.

 

В 2020 году четверо участников VI Национального чемпионата «Абилимпикс» принесли в «копилку» Томской области две серебряные и две бронзовые медали. Надеемся, что перенесенный на 2022 год VII Национальный чемпионат, также принесет нам победу.

 

Одной из форм привлечения абитуриентов является профориентационный проект «Билет в будущее», который реализуется в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка». Проект нацелен на выявление, поддержку, создание условий для развития талантливых детей и молодежи, раннюю профориентацию обучающихся.

 

В этом году участниками проекта стали более 4 тысяч учеников 6-11 классов, они посещали практические занятия в колледжах и техникумах региона, где под руководством наставников пробовали себя в разных профессиях. Всего состоялось более 200 таких занятий.

 

В Томской области активно реализуется вовлечение в различные формы наставничества обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.  Наставниками могут стать как преподаватели, так и заинтересованные представители промышленных предприятий и бизнес-компаний региона. Они помогают студентам овладеть практическими навыками, влиться в коллектив, получить реальное представление о будущей работе и обязанностях. Также, мы ежегодно в начале учебного года проводим акцию «Неделя с работодателем», которая дает отличную возможность познакомиться с производственным процессом еще во время обучения в техникуме, а работодатели могут подобрать для себя молодых квалифицированных специалистов.

 

Нам важно, чтобы обучающиеся наравне с профессиональными навыками развивали свои надпрофессиональные компетенции. В этом направлении активно развиваются флагманские программы, которые вовлекают студентов в патриотическое и волонтерское движение, организуют спортивные мероприятия, творческие конкурсы.

Система профессионального образования региона реализует более 20 ежегодных авторских региональных проектов, в которых принимают участие около 12 тысяч студентов. В мероприятиях патриотической направленности приняли участие более 24 тысяч студентов.

Перед системой профессионального образования региона стоит главная задача – гарантированное устройство выпускников. Мы проводим большую работу, подготавливая кадры не для галочки, а для конкретных отраслей, предприятий и работодателей. На решение этой задачи ориентирован и открытый два года назад один из первых в России Центр опережающей профессиональной подготовки Томской области. За два года он обучил свыше 13 тысяч человек (причем не только студентов, но и школьников, и пенсионеров) и заключил свыше двухсот соглашений с бизнес-компаниями.

 

По показателю трудоустройства выпускников система профессионального образования Томской области - лидер в Сибирском федеральном округе. В регионе в пятерку лидеров с лучшими показателями трудоустройства вошли Томский техникум водного транспорта и судоходства, Томский государственный педагогический колледж, Томский медико-фармацевтический колледж, Томский базовый медицинский колледж и Томский промышленно-гуманитарный колледж.

По специальности трудоустроено от 84,8 до 91,7 процента выпускников этих учреждений.

Из-за пандемии показатели трудоустройства сократились, но учреждения профессионального образования Томской области сохранили лидерство среди регионов Сибирского федерального округа. Занятость и востребованность наших выпускников во многом обеспечили Центры содействия трудоустройству, которые в рамках программы наставничества наладили тесный контакт работодателей и студентов и во время учебной практики, и после окончания учебного заведения.

 

Радует, что система профессионального образования становится более популярной среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры.

В муниципалитетах Томской области также активно ведется работа по реализации национального проекта «Образование».

Так, в Колпашевском социально-промышленном колледже большое внимание уделяется совершенствованию материально-технической базы, обеспечивающей реализацию образовательных программ с учетом требований стандартов Ворлдскиллс.

В 2022 году в техникуме откроются новые мастерские по компетенциям «кондитерское дело», «поварское дело» и «хлебопечение». На оснащение и ремонт направлено 10,4 млн. рублей, выделенных в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»  национального проекта «Образование».

Благодаря участию в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» до конца этого года будут открыты 2 лаборатории. На данный момент уже приобретено оборудование для лабораторий, закуплена мебель, проведен ремонт и брендирование кабинетов.

Государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена в этом году прошли 37 студентов. Два преподавателя прошли курсы повышения квалификации по программам, основанным на опыте Ворлдскиллс Россия.

В колледже развивается система наставничества, сегодня в нее вовлечено 213 человек. За  студентами закреплены наставники в рамках производственных практик. Подготовиться к чемпионатам «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс» помогают наставники из числа преподавателей.

Колпашевский социально-промышленный колледж занимает активную социальную позицию на уровне муниципального образования города Колпашево. Студенты и педагоги колледжа – организаторы и участники гражданско-патриотических мероприятий, волонтерских акций, спортивных мероприятий, олимпиад, конференций, конкурсов, мероприятий профессиональной ориентации в рамках регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В начале декабря Музей «История становления и развития профтехобразования» колпашевского колледжа занял первое место в конкурсе «Лучший музей (музейная комната) профессионального образования» и получил материальную помощь.

В Колпашевском филиале Томского базового медицинского колледжа ежегодно через отделение повышения квалификации проходит до 300 слушателей.

Под руководством опытных преподавателей студенты участвуют в научно-исследовательской, учебно-исследовательской, спортивно-массовой работе, в молодёжных мероприятиях города и района. Занимают призовые места на областных, региональных и всероссийских конкурсах.

В настоящее время образовалась острая нехватка работников медицинских специальностей не только в Колпашевском районе, но и в соседних областях и регионах. Трудоустройство  студентов по специальности достигает 98%.

На сегодняшний день 95% выпускников Колпашевского медицинского училища (в настоящее время КФ ОГБПОУ «ТБМК») работают во всех лечебных учреждениях района, а также в других лечебно-профилактических учреждениях Томской области, соседних регионов и ближнего зарубежья.»

Нацпроект «Образование» - ориентир в подготовке востребованных кадров региона Вернуться к списку
Комментарии
Все поля обязательны для заполнения